Шлюз п.Озерки Вольные
Шлюз п.Озерки Вольные

                                                

 Мазурский канал

Калининградская область богата достопримечательностями. Кирхи, мельницы, замки, старинные дворянские дома - всё это можно увидеть, путешествуя по Калининградской область, которая пронизана духом Восточной Пруссии. Многие жители области не знают про настоящую жизнь старых дорог, зданий, каналов. Только в Калининградской области, находясь в центре Европы, может почувствовать себя первооткрывателем: ехать по лесной дорожке и оказаться под мостом из красного кирпича , увидеть в лесу ж/д вокзал, поезда на котором были последний раз в 1945 году, макеты зданий в школе диверсантов, лебедей в пруду и остатки замка Навсегда запоминается огромное количество дорог в лесах и полях, где при движении на скорости 90км/ч вода не проливается из стакана......

На юге области, неподалеку от границы с Польшей, просторные поля и красивые рощи в окрестностях пос. Дружба прорезаны Мазурским каналом. Об этом старинном уникальном объекте мы и хотим рассказать.

Мазурский канал - гидротехническое сооружение, бывший судоходный канал, соединяющий бассейн реки Преголи (Калининградская область) и Мазурские озёра (Польша).

   Идея создания водного пути, соединяющего Мазурские озера с бассейном реки Преголи, возникла ещё в орденские времена. О необходимости такой водной магистрали говорили также Великий курфюрст Фридрих Вильгельм и король Фридрих I. Это вызывалось стремлением иметь удобный и дешёвый путь для перевозки сельскохозяйственных, а позже — промышленных грузов вплоть до Кенигсберга или по Дейме в Куршский залив. В XIX-XX веках к этим задачам присоединился туристский аспект.

   Только в царствование Фридриха Великого, во второй половине XV века благая идея стала обретать реальные очертания. Первый проект и его реализация связаны с именем обер-президента Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта, жившего с 1712 по 1781 год. Это тот самый Домхарт, который, будучи гумбинненским камер - президентом, в январе 1758 года просил главнокомандующего русскими войсками Фермора «принять население гумбинненской камеры под покровительство», а позже поддерживал лояльные отношения с русской администрацией, одновременно являясь главным связующим звеном с прусским королём.

   Сразу же после завершения Семилетней войны, в 1764 году был разработан план строительства, определивший конечные пункты и маршрут прокладки Мазурского канала. Под наблюдением Домхарта к 1776 году (за 12 лет) прорыто 50-километровое ложе, по которому вода из о.Мауэрзее на Мазурской возвышенности самотёком пошла к Алленбургу, где впадала в Алле. По каналу, вниз по течению, поплыли гружёные лодки и баржи. Как часто бывает, после смерти Домхарта в1781 году канал постепенно приходил в запустение: неглубокое русло заболачивалось, береговые насыпи разрушались.

   Через сто лет о канале вспомнили вновь. В 1874 году был разработан новый проект, предусматривающий строительство канала на основе старого русла с применением шлюзов. А потом последовало длительное, с большими перерывами согласование организационных и финансовых вопросов — вплоть до 1908 года.

   В 1908 году проект был утверждён и приступили к практическим работам. До начала Первой мировой войны (за 6 лет) большая часть шлюзов была построена. Война прервала строительство. В 1922 году работы возобновились, но по финансовым причинам — в связи с надвигающейся депрессией — вскоре были свёрнуты. Последний этап, связанный с модернизацией шлюзов и дамбированием русла, начался в 1934 году (время массового строительства дорог по всей Германии). Вокруг канала выросли бараки для рабочих, по берегам протянулись рельсы для вагонеток, впервые заработали экскаваторы. Несмотря на широкий фронт работ и массу участников, применялись меры секретности. Запрещалось фотографирование, а на немецких картах 1936 и 1939 годов не указаны шлюзы и русло канала к югу от Георгенфельде. Вероятно, канал хотели использовать в перспективе для перевозки военных грузов. Через Мазурский канал было возведено много мостов. Их высота составляла 4 м над водой. На северном участке было 18 мостов, из них – 3 моста для железнодорожных веток. По сохранившимся опорам видно, что мосты были одноколейными. А в районе Озерков Вольных есть два моста с затворами, выполнявшими функции дополнительного шлюза. К сожалению, в начале 1945 г при отступлении немцев мосты были взорваны. На канале имелись специальные устройства для пополнения русла из ближайших ручьёв в засуху и для отведения избытка воды при переполнении. Высота дамб доходила до 9 м.

   Строительство канала продолжалось и с началом Второй мировой войны. В 1942 году, после первых поражений на фронте, работы были свёрнуты. В ходе Второй мировой войны канал, использовавшийся в качестве рубежа обороны, сильно пострадал. В декабре 1945 года канал перерезала новая государственная граница между СССР и Польшей. После войны канал не восстанавливался, однако, довольно хорошо сохранился до наших дней, и в случае проведения необходимых работ, будет служить хорошим подспорьем русско-польскому туризму.

   Поскольку Мазурский канал — прежде всего гидротехническое сооружение, нельзя обойти его инженерные характеристики. Длина канала составляет 50 км. Конечными пунктами его являются: о. Мауэрзее (теперь польское Мамры) и р. Алле (Лава) в километре от Алленбурга (теперь пос. Дружба). Разница в уровнях этих мест составляет 111 м. Ширина канала по зеркалу воды 14 м, а глубина 2,5- 3 м. Это позволяло передвигаться водному транспорту с осадкой не более 1,5 м. Канал имеет 10 шлюзов, 5 из которых — на Калининградской земле (в т.ч. в пос. Дружба — 2 шлюза), другие 5 — в Польше. Размеры шахт шлюзов: длина 45 м, ширина 7,5 м, глубина 17 м. Последний шлюз находится в пос. Дружба (Алленбург), тут Мазурский канал заканчивается и впадает в реку Лаву.

   В нашей области сохранилось множество ГТС (гидротехническое сооружение) довоенной постройки: каналы Фридриха 15 в, Кёнигсбергский морской канал, Инстербургский речной канал начала 20 в , система шлюзов на р. Преголе, ГЭС, разветвлённая система мелиорации в Полесском и Славском районах. А система водоснабжения Калининграда на 80% базируется на сооружениях, история которых уходит во времена Тевтонского ордена. Однако, говоря о событиях и известных людях прошлого, об исторических памятниках, мы забываем о многовековом труде прусского населения по благоустройству земли и водных объектов. Вспоминаем лишь тогда, когда в результате ветровых нагонов вода в кранах становится солёной, рушатся дамбы и водонасосные станции выходят из строя. А тем временем Мазурский канал приходит в полное запустение, вода с Мазурских озёр течёт всё меньше и медленнее. Восстановить канал почти невозможно – нужно много средств. Очень жаль, что такое грандиозное ГТС не входит в перечень объектов, охраняемых государством.

   С целью знакомства с ГТС нашей области, мы обследовали участок канала, находящийся в районе посёлков Дружба и Озерки Вольные. Нас поразили красота и мощь шлюзов, особенно в п. Озерки Вольные. А вот русло самого канала обмелело, берега зарастают тростником, ивняком и всё больше осыпаются. Некоторые участки совсем непроходимы и превратились в болото. Наличие воды и густой растительности привлекают сюда много птиц и животных. Мы обнаружили следы деятельности бобров, а также места водопоя копытных животных (предположительно, косули). Так же мы исследовали под микроскопом пробы воды, взятые на разных участках канала. Результаты сравнили с таблицей для определения индекса Майера (чистота воды), Обнаружены три группы (нимфы поденок, личинки ручейников, двустворчатые моллюски) из первого раздела таблицы, три (личинки стрекоз, личинки комаров-долгоножек, моллюски-катушки) — из второго и пять (личинки комаров-звонцов, пиявки, водяные ослики, личинки мошки, малощетинковые черви) — из третьего. Водяные клопы, личинки жуков, личинки мокрецов и водяные клещи в таблице не указаны, поэтому при подсчёте значения индекса они не принимаются во внимание. Значение индекса Майера равно 9+6+5 = 20. Это свидетельствует о том, что вода в канале пока чистая, но имеется тенденция к заболачиванию. Причина – недостаточное поступление воды из Мазурских озёр.

Чтобы такой уникальный объект, как Мазурский канал, не остался лишь на карте, необходимо сохранить его. Сейчас шлюзы Мазурского канала привлекают диких туристов и любителей «Дозора». Многие подъезжают на машинах, что ухудшает береговую линию канала. К тому же, расхищаются металлические конструкции шлюзов и мостов. Канал погибает на глазах. Мы надеемся лучше узнать наши места, не нарушая сложившегося равновесия в биогеоценозе Мазурского канала. Хотелось бы, чтобы экспертно-консультативный совет по вопросам сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия при Службе государственной охраны объектов культурного наследия дополнил список достопримечательных мест Калининградской области таким историко-культурным объектом как Мазурский канал и охранялся за счет средств, выделяемых из областного бюджета.

Откройте для себя орденскую Пруссию.

Мы живём в небольшом посёлке Дружба, который ничем знаменит, о котором мало кто слышал. Но всё же нам есть чем удивить гостей. Мы совершим культ – поход к нашему памятнику истории и окунёмся в 15 век. В центре посёлка возвышается кирха времён Тевтонского ордена. Наша кирха  имеет готический архитектурный стиль, так называемую кирпичную готику. Здания этого стиля не имеют украшений в виде скульптур, так как их невозможно сделать из кирпича. Но такие кирхи и соборы выглядят красиво благодаря орнаментам из кирпича и чередованием плоскостей кладки. Кирха пос. Дружба очень старая – 1405  года. Её основал Великий магистр Тевтонского ордена Конрад фон Юнгинген.  За время своего существования кирха перенесла многое. Она сильно пострадала во время  Первой мировой войны. Отстроена почти заново к 1925 году. Кирха пережила  Вторую мировую войну. И  в ней долгое время находился зерносклад.  В своё время в кирхе было красивое убранство,  здесь имелся орган. Но после Великой Отечественной Войны  внутри кирхи была разрушена ризница, крышу перекрыли черепицей, чтобы зерно не портилось. В начале 21 века началась реставрация кирхи на  частные пожертвования, но в 2010 году кирха передана РПЦ - Русской Православной Церкви. Сейчас здесь не происходит ничего. Мы, школьники, убираемся вокруг кирхи и любим приходить к ней, что бы представить себе ту культуру, от которой осталась кирха. На кирхе любят гнездиться аисты. Одно время их было столько, что возникла угроза разрушения крыши. Поэтому однажды осенью после отлёта птиц, пустые гнёзда аистов были разрушены. Аисты нашли себе другие места, но нам не хватает этого аистиного базара.

Город Калининград - сплетение эпох

Калининград  - город со своей особенной историей. Вот мы идём по его улицам и видим  не только строения времён Советского Союза, не только современные постройки из стекла, но и дома, кирхи, даже дорогу  из другой эпохи. Все три эпохи сплелись в одно целое в нашем любимом городе и делают его неповторимым и привлекательным. Соседство старинных добротных немецких зданий с современными стеклянными гигантами представляют собой резкий контраст.  Эти здания из тёмного кирпича обладают массой особенностей, которые на первый взгляд не заметишь. То интересная скульптурка на фронтоне, то искусно  выложенная арка, да и сама кирпичная кладка не совсем обычна. А вот «стеклянный аквариум»  ничем  особенно не привлекает внимание, лишь только отражением проезжающих машин.

Знаешь ли ты прусские легенды? Попробуй ответить на предложенные вопросы. 

1.У одного отважного и известного полководца родилась дочь. Она была прекрасна и росла не по дням, а по часам.  И уже в 4 месяца ей не хватало молока шести кормилиц.  В 9 месяцев она выглядела пятнадцатилетней. А когда выросла, то стала знаменитой. Назовите город, названный именем этой девушки.

2.В одной земле когда-то рос могучий дуб. Он был так велик и могуч, что жители этой земли воспевали его в своих песнях и приносили под ним жертвы. Но вот пришли железные люди и завоевали землю. Они решили срубить могучий дуб, но ни один топор не взял его. Но однажды нашёлся топор, который сумел подрубить корни дуба. Этот топор назвали священной секирой. Как  сейчас называется населённый пункт, в котором по легенде случилась эта история.

3.Однажды известный князь поехал на охоту. Преследуя добычу, он вдруг услышал чудесную музыку. Забыв обо всём, он поскакал туда, откуда звучала музыка. Там он  увидел такую  прекрасную девушку, что тут же  влюбился в неё и предложил ей свою руку и сердце. Но девушка сказала, что они разной веры. Тогда князь сказал, что он примет её веру, если она  докажет, что её Бог сильнее могучих деревьев. Девушка заиграла на арфе, и случилось чудо. Этим чудом мы можем полюбоваться и сегодня. Как называется это чудо?

4.Ещё в начале прошлого века через этот  город пролегали все прусские туристические маршруты. Город был известен тем, что на его озере был плавающий остров, а его красивые  кварталы и 42 – метровая кирха очень нравились туристам. Помимо этого было известно о мужестве его жителей –  40 лет они воевали с тевтонцами за свою независимость. Как называется этот город сейчас?

Комментарии: 1
  • #1

    Олег (Четверг, 19 Февраль 2015 21:24)

    Восточная Пруссия - великолепный край. Сколько таинственных загадок хранит он. Как интересно узнавать что-то необычное о своих родных местах,чувствовать связь времён. Спасибо Вам за такие интересные материалы.

АНТОЛОГИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ИЛИ  СТИХОХИМИЯ.

Любишь ли ты читать книги так, как люблю я?

Комментарии: 5
  • #5

    Евгений (Среда, 18 Февраль 2015 18:20)

    очень интересно и позновательно

  • #4

    Кристина (Вторник, 17 Февраль 2015 22:59)

    Да, но у меня есть несколько любимых книг, которые я перечитываю периодически.

  • #3

    Toschka (Вторник, 17 Февраль 2015 22:40)

    Да.Не только читать,но и перечитывать

  • #2

    8класс (Вторник, 17 Февраль 2015 09:09)

    Это прекрасный сайт мы много узнали об этом учителе)))Это наш любимый учитель ))

  • #1

    Jon (Вторник, 17 Февраль 2015 03:01)

    Нет! Это скучно! Лучше в ВК
    посидеть, с друзьями поболтать.